Powered By Blogger

воскресенье, 1 мая 2011 г.

Тема: «Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей»

Цели урока: 1. познакомить с аппаратным и программным обеспечением глобальных сетей
2. воспитать интерес к уроку
Оборудование: учебник
План урока
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала
Аппаратные средства сети.
1.Технические средства глобальных компьютерных сетей.
2.Типы линий связи, используемых в глобальных сетях.
3.Модем и его характеристики.
4.Понятие протокола связи.
Программное обеспечение сети.
3.Практическая работа.
4.Итог урока.

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей
Виды компьютерных сетей
Компьютерные сети занимают все более важное место в жизни человечества. Сети могут объединять информационные ресурсы как небольших предприятий, так и крупных организаций, зани­мающих удаленные друг от друга помещения, подчас располо­женные даже в разных странах. Это и определяет способ соеди­нения компьютеров между собой и соответственно вид сети: ло­кальную, региональную, корпоративную, глобальную.
Локальные сети
Представьте себе компьютерную сеть поликлиники с цен­тральным компьютером, содержащим информацию обо всех пациентах. В кабинете каждого врача находится компьютер, на экран которого, при необходимости, выводятся сведения о конкретном больном. Врач обновляет их, сохраняет в базе данных центрального (главного) компьютера, и они становят­ся доступными другим специалистам, например физиотера­певту, невропатологу, кардиологу. Кроме того, эта же инфор­мация выводится и на компьютер регистратуры, где пациент может заказать себе направление на обследование или на прием к нужному врачу. В компь­ютере можно также хранить информацию о расписании ра­боты специалистов, выдаче та­лонов на прием к ним и т. п.
Компьютерной сетью может быть оснащено и торговое пред­приятие. Тут с ее помощью мож­но хранить сведения о товарах и их стоимости, обрабатывать информацию о продажах, вести учет качества проданного товара и пр. Вся эта информация хра­нится централизованно, на сер­вере.
Компьютерная сеть может объединять компьютеры всей шко­лы, установленные в самых разных рабочих местах: в кабинетах администрации, в библиотеке, в классах информатики и других кабинетах. Можно объединить с помощью сети, например, два или три домашних компьютера учащихся, живущих по соседству.
В офисе, работая в сети, разные сотрудники имеют доступ к одним и тем же внутренним источникам информации для под­готовки различных отчетов, составления расписания и планиро­вания общей деятельности предприятия. Специальные сетевые программы позволяют автоматически планировать собрания, подбирая наиболее подходящее для всех работников время, на­чальник может проверять, выполнены ли его поручения, кото­рые он разослал по сети, и т. п. Все описанные выше примеры сетей предназначены для обработки информации местного зна­чения. Как правило, такие сети связывают компьютеры, распо­ложенные на небольших расстояниях (порядка 50-100 метров) в пределах здания, и потому называют их локальными (местны­ми). Около 90 % информации, циркулирующей в таких сетях, — это информация местной организации.
Локальная сеть — соединение компьютеров, расположенных на не­больших расстояниях друг от друга.
Региональные и корпоративные сети
Нередко в том же офисе, школе или поликлинике возникает не­обходимость получить информацию от других аналогичных ор­ганизаций. В таких случаях между собой соединяют компьюте­ры, расположенные не только в одном или нескольких помеще­ниях.
Представьте себе систему хранения информации в библиоте­ках. Тут необходимо по каждой книге иметь самые разные све­дения: название, данные об авторах, издательстве, ко­личество имеющихся экзем­пляров, аннотацию содер­жания и пр. Если сделать такую информацию доступ­ной большому количеству библиотек, то можно улуч­шить обслуживание читате­лей, усовершенствовать ор­ганизацию межбиблиотечного фонда для обмена книгами. Объ­единение библиотек в централизованную компьютерную сеть позволяет обеспечить всем библиотекам доступ к любой необхо­димой информации о книгах.
С центральной библиотекой может быть связана как библио­тека, где имеется только один компьютер, так и библиотека, в которой установлена локальная сеть. Для связи компьютеров может быть использована телефонная линия. Такая сеть уже имеет региональное значение. В качестве примера можно при­вести сеть библиотек Петербурга и Ленинградской области.
Региональная сеть — объединение компьютеров и локальных сетей для решения общих проблем регионального масштаба.
Вспомним и о том, как заказываются железнодорожные биле­ты. По запросу любого кассира-оператора на его монитор выво­дится информация о наличии свободных мест в поезде, стоимо­сти проездных билетов и т. п. По указанию пассажира кассир через сеть вводит в центральный компьютер запрос на приобретение билета и оформляет его продажу. Причем оплаченное ме­сто сразу же изымается из дальнейшей продажи. Представьте себе, что все эти компьютеры не были бы соединены в сеть. То­гда бы совершенно утрачивался смысл их использования, так как после каждого рабочего дня приходилось бы делать общие изменения о наличии свободных мест в каждом отдельном ком­пьютере, сообщать другим кассирам о непроданных билетах и ду­мать, как организовывать продажу билетов на следующий день. Централизованная сеть легко решает такие проблемы. Прода­жа билетов на одни и те же маршруты может вестись из не­скольких городов. И такую сеть уже нельзя назвать локальной. Она служит для обработки информации одной фирмы или объ­единения фирм и потому называется корпоративной (от слова «корпорация» — объединение).
Корпоративная сеть — объединение локальных сетей в пределах одной корпорации.
Корпоративные сети предназначаются для обслуживания клиен­тов в различных удаленных друг от друга пунктах, например в гостиницах. Они могут связывать в пределах одной корпора­ции филиалы, находящиеся в разных странах. Информация мо­жет изменяться работниками, имеющими доступ к ней. Описан­ные выше сети могут иметь выход в другие внешние сети, на­пример, для того, чтобы получить информацию из удаленных баз данных глобального значения или переслать сообщения по электронной почте в другую сеть, отправить факс.
Глобальные сети
Централизованная обработка данных не всегда надежна, так как выход из строя центрального компьютера может привести к потере важной информации или вообще парализовать на не­которое время работу сети. Поэтому возникла необходимость децентрализованной обработки информации в сети. Разработка средств и методов передачи информации на большие расстояния сделала возможным появление глобальных сетей. Идея их по­строения заключается в том, что мощные компьютеры связаны между собой и могут обмениваться информацией в трансконти­нентальных масштабах.
Серверы глобальных сетей предоставляют другим компьюте­рам, зарегистрированным на них, доступ не только к своим ре­сурсам (информационным и программным, электронной почте, компьютерным конференциям), но и к ресурсам других серверов сети и обеспечивают их пользователям возможность работы с ин­формацией за пределами своего компьютера, открывая доступ к ресурсам удаленных машин.
За последние годы глобальные сети объединились между со­бой, и такое объединение носит название Интернет (Internet). Пользователи Интернета могут найти в этой сети все, что только не пожелают. Это файлы, изображения, звуки, созданные в раз­личных компьютерных средах и хранящиеся в файловых архи­вах серверов. Их можно копировать на свой компьютер и откры­вать с помощью приложений, в которых они созданы. Из Интер­нета можно получать ежедневно меняющуюся информацию: прогнозы погоды, курсы валют, статистические сводки, реперту­ар театров и меню ресторанов, любые программы и т. д.
Удаленный доступ (доступ к информации с большого расстоя­ния по сети) позволяет организовать обучение на любом расстоя­нии (дистанционное обучение). Например, можно проводить урок одновременно в разных школах мира, общаясь непосредственно с каждым присутствующим на таком уроке, или организовать лекции известных профессоров для широкого круга слушателей из разных стран мира. Связь на расстоянии делает реальными консультации крупных специалистов при проведении хирурги­ческих операций, консилиумов, демонстраций этих операций для обучения медицинского персонала.
Особенно привлекательным стало использование глобальных сетей в связи с развитием мультимедийных средств, то есть гра­фики, видео и звукового сопровождения. Документы, содержа­щие такие компоненты, стали наиболее популярными среди дос­тупной информации в Интернете.
Чтобы не запутаться в огромных потоках информации, на сер­верах сети существуют специальные поисковые системы. Они осуществляют поиск информации, ее анализ и предоставление пользователю по его запросу адресов местонахождения нужной информации.
Глобальная сеть обеспечивает эффективный доступ к инфор­мации в мировых масштабах.
Глобальная сеть — объединения компьютеров, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов.

Каналы связи для обмена информацией между компьютерами
Основная цель создания любой компьютерной сети (локальной или глобальной) состоит в обеспечении обмена информацией ме­жду объектами (серверами и клиентами) сети. Очевидно, что для этого необходимо осуществить связь компьютеров между собой. Поэтому обязательными компонентами любой сети являются все­возможные каналы связи (проводные и беспроводные), для ко­торых используют различные физические среды. В соответствии с этим в сетях различают такие каналы связи, как телефонные и оптоволоконные линии, радиосвязь, космическая связь и др.
Назначение каналов связи в компьютерной сети легко понять, если сравнить их с транспортными каналами системы грузовых или пассажирских перевозок. Транспортировка пассажиров мо­жет происходить по воздуху, с помощью железных дорог или вод­ных (морских или речных) путей. В зависимости от среды транс­портировки выбирают средство передвижения. Через компьютер­ные сети транспортируется информация. Среды, в которых про­исходит связь компьютеров сети, определяют средства соедине­ния компьютеров. Если это среда, требующая телефонной связи, то соединение осуществляется через телефонный кабель. Широко применяются соединения компьютеров с помощью электриче­ских кабелей, радиоволн, оптоволоконных кабелей и т. д.
Все это различные каналы связи. Эффективность связи в ком­пьютерных сетях существенно зависит от следующих основных характеристик (параметров) каналов связи:
пропускной способности (скорости передачи данных), изме­ряемой количеством бит информации, переданных по сети в секунду;
надежности — способности передавать информацию без ис­кажений и потерь;
Ф стоимости;
♦ возможности расширения (подключения новых компьюте­
ров и устройств).
Сравните характеристики каналов связи, приведенные в табли­це.
Из этой таблицы видно, что электрическая кабельная связь имеет большую пропускную способность, чем телефонная. В таб­лице приведены два вида электрических кабелей. Двужильный кабель (или витая пара) дешевле и имеет более высокую скорость передачи данных, однако не обладает защищенностью от помех.
Коаксиальный (экранированный) кабель имеет лучшую поме­хозащищенность, и это одна из его важнейших характеристик. Защита от помех требует затрат, поэтому стоимость таких кабе­лей выше.
Использование электрических кабелей обходится гораздо до­роже, чем обычных телефонных каналов. Поэтому электриче­ские кабели применяются в качестве каналов связи на неболь­ших расстояниях, то есть в локальных сетях. В глобальных же сетях наиболее дешевым является телефонный канал. Однако к его основным недостаткам относится низкая помехозащищен­ность. Из таблицы видно, что наилучшим каналом связи являет­ся оптоволоконный кабель, но его стоимость очень высока.
Назначение сетевых адаптеров
Для передачи информации по каналам связи необходимо пре­образовывать компьютерные сигналы в сигналы физических сред, то есть сделать возможным их передачу по электриче­ским, оптическим, телефонным пу­тям. Например, при передаче ин­формации по оптоволоконному ка­белю компьютерные данные будут преобразованы в оптические сигна­лы. Для этого используют специ­альные технические устройства — сетевые адаптеры.
Сетевые адаптеры (сетевые карты) — технические устройства, выполняющие функции сопряжения компьютеров с каналами связи.
Сетевые адаптеры должны соответствовать каналам связи. Для каждого вида канала связи нужен свой тип сетевого адаптера.
Адаптер вставляют в свободное гнездо материнской платы компьютера и соединяют кабелем с сетевым адаптером другого компьютера. На сетевых картах выставляются адреса компью­теров в сети, без чего невозможна передача. Когда информация циркулирует по сети, каждый сетевой компьютер отбирает из общего потока лишь те данные, которые предназначены для него. Этот отбор производится в соответствии с адресом компью­тера.
Существуют также и программные средства, которые выстав­ляют сетевые адреса компьютеров. Разработано большое количе­ство специальных сетевых системных оболочек. Эти надстройки позволяют назначать адреса компьютеров, заказывать нужное количество пользователей сети, если сеть ограничена по количе­ству клиентов, разрешать либо запрещать доступ к каталогам или аппаратным ресурсам для различных компьютеров-клиен­тов в сети, предоставляя им определенные права, и пр. В этих программах также предусмотрена возможность защиты инфор­мации. Одни каталоги можно делать доступными только для чтения, другие — для чтения и записи информации, а ка­кие-то — вообще скрыть, сделав недоступными. В последнем случае пользователям видна лишь часть информации сервера. Сетевые программы позволяют предоставлять разным пользова­телям разные права доступа. Эта мера необходима для обеспече­ния сохранности информации и соблюдения ее конфиденциаль­ности.
Назначение модема
Отличительной особенностью глобальной сети является значи­тельное удаление компьютеров друг от друга. Для их связи ши­роко используются телефонные линии и модемы. Телефонная сеть передает звуки человеческих голосов (в виде аналоговых сигналов). Цифровые сигналы от компьютера модем преобразо­вывает (модулирует) в сигналы, которые могут передаваться по телефонной сети, и на другом конце соединения они принимают­ся другим модемом и преобразуются (демодулируются) из ана­логовых в цифровые сигналы компьютера.
Модем — устройство, производящее модуляцию (преобразование у цифровых сигналов в аналоговые) и демодуляцию (преобразование аналоговых сигналов в цифровые).
Модем соединяет компьютер с телефонной линией. Для работы с ним в оперативную па­мять должна быть загружена специальная управляющая программа — драйвер модема. С ее помощью производится настройка соот­ветствующих параметров модема (установка модема), без чего работа с ним, а значит, и связь с сетью невозможна.
На другом конце телефонной линии должен быть также подключен модем, присоединен­ный к другому компьютеру. Тогда компью­тер-приемник сможет принимать сигналы из сети, то есть модем используется в глобальной сети вместо сетевого адаптера. Если компьютер является клиен­том сети, то у него должен быть определен адрес компьютера, к которому он обращается как к серверу. Эти установки выпол­няются при настройках протокола и программного обеспечения.
Модемы бывают внешние (выполненные в виде отдельного блока и подключаемые к системному блоку через последователь­ный порт) и внутренние (в виде платы, устанавливаемой в гнез­до материнской платы). Различаются они максимальной скоро­стью передачи данных.
Распространенные сейчас среди пользователей модемы имеют скорости 28 800, 33 600, 56 000 бит в секунду. Выпускаются так­же и модемы с более высокими скоростями обмена.
Поскольку модемы используются вместо сетевых адаптеров в сетях, где каналами связи служат телефонные линии, их можно применять на таких участках сети, которые охватывают боль­шие расстояния. Если модем использовать для длительной рабо­ты в сети, то придется занимать телефонный канал. Связь по те­лефонным каналам ненадежна, и, кроме того, скорость передачи по ней не так высока, как по кабелям. Поэтому в локальных се­тях для соединений принято использовать электрические кабели.
Роль протоколов при обмене информацией в сетях
Для того чтобы информация, переданная одним компьютером, была понята другим компьютером после ее получения, необхо­димо было разработать единые правила передачи данных в сети, называемых протоколами. При их разработке учитывались все проблемы связи и вырабатывались стандартные алгоритмы дос­тавки информации.
При любой транспортировке необходимо строго соблюдать пра­вила. Какие правила, например, должны быть выполнены при перевозке пассажиров на поездах? Пассажиры покупают билеты и занимают указанные в них места. Иначе в вагонах начнется беспорядочное перемещение пассажиров, желающих занять мес­та получше. Пассажир не имеет права провозить с собой тигров, медведей и прочих диких животных. Для перевозки домашних животных существуют свои правила. Проводник обязан следить за санитарным состоянием вагона и санузла, наличием воды, ина­че пассажиры могут приехать на свою станцию больными. Поезд следует согласно расписанию, делая необходимые остановки. При переезде в европейские страны у вагонов заменяются колеса для проезда по узкоколейным путям (иначе поезд сойдет с рельсов). Видите, как много всего нужно предусмотреть при транспорти­ровках. То же самое и при передаче информации.
В самом деле, передача данных — сложный процесс, и его можно рассматривать на разных уровнях. Мы не будем обсуж­дать их все подробно. Однако коснемся некоторых вопросов.
Протокол передачи устанавливает соглашение между взаимо­действующими компьютерами. Для того чтобы связь между компьютерами была установлена, необходимо задать их адреса. Эти адреса определяются сетевыми адаптерами, номерами теле­фонов и программами связи. Правила образования адресов ком­пьютеров в глобальной сети должны быть абсолютно одинаковы­ми, несмотря на то что компьютеры в сети могут быть разнород­ными и использовать различные операционные системы.
Передача данных одним сплошным потоком может привести к их потере или искажению. Поэтому они разделяются на блоки (пакеты) информации строго определенной длины. Каждый та­кой блок сопровождается служебной информацией, включая опознавательные знаки его начала и конца. Протоколы переда­чи содержат механизм распознавания начала и конца блока. Они управляют потоками данных, распределяют их, выстраива­ют в очереди. На другом конце приемник информации должен работать по тем же правилам (протоколам). Только тогда компь­ютеры поймут, что передают друг другу.
Каждый пакет получает номер, чтобы распознать ошибочно переданную или потерянную во время связи информацию, а так­же чтобы запросить заново именно тот пакет, с пересыл­кой которого возникли про­блемы. Можно сравнить пере­дачу этих пакетов с доставкой посылок по почте в одинако­вых ящиках и со стандартным оформлением адреса. Ведь каж­дая посылка тоже сопровождается служебной информацией. Если вам присылают несколько посылок и одна из них не дош­ла, вы ее, конечно, можете запросить.
В связи с многочисленными задачами, которые должны ре­шаться стандартным образом, различают разного вида протоко­лы передачи данных, коррекции и исправления ошибок и пр.
В сети Интернет действует международный протокол TCP/IP, созданный в 70-е годы. Управление сетью — децентрализован­ное. Это значит, что при выходе из строя любого узла (компью­тера) сети сохраняется функционирование всех остальных ком­пьютеров. Пакеты данных переме­щаются по сети к компьютеру с нуж­ным адресом и при возникновении аварии одного из компьютеров авто­матически направляются по другому маршруту. Для получателя совер­шенно не важно, по какому маршру­ту тот или иной пакет дойдет до
него. На месте назначения они соединятся в одно целое. Так что пакеты могут достичь адресата и обходными путями.

Презентация к уроку

Урок по теме:"Искусственные и естественные источники информации"


Вот воробей купается в луже после дождя и радос­тно чирикает. Наблюдая за птичкой, мы получаем и зрительную, и звуковую информацию. Лужа и воро­бей - природные, то есть естественные источники информации для человека.
Грохочущий водопад, шелестящая листва, поющ­ий соловей, воющий ветер - всё это может быть природными, то есть естественными источниками ин­формации.
Природные явления - это естественные источники информации для человека.
Всё, что создано руками человека, может быть искусственным источником информации. Так, мамины духи - это искусственный источник запаха для того, кто их нюхает. Цветы, ягоды и фрукты являются ис­точниками естественных запахов. Картина с изобра­жённым на ней морем - это искусственный источник зрительной информации для того, кто смотрит на кар­тину, в отличие от настоящего моря, которое является естественным источником зрительной информации.
Различные звучащие устройства, такие как зве­нящий колокол, гудящий пылесос, гремящий колёса­ми трамвай, радио, патефон, магнитофон, компьютер, могут быть искусственными источниками звуковой ин­формации.
Телевизор, газеты, книги, компьютер являются искусственными источниками зрительной и звуковой или только зрительной информации для человека.
Устройства, созданные человеком, - это искусственные источники информации для человека.
Не всегда можно отличить, из какого источника мы получаем информацию - искусственного или ес­тественного. Например, бывает трудно определить, естественные или искусственные звуки мы слышим, если пение птиц или голос человека записаны на маг­нитную ленту, а потом воспроизведены с помощью магнитофона.
Главное, что мы должны понять и запомнить
1.Всё, что создано природой, - это естественные источники информации.
2.Всё, что создано человеком, - это искусствен­ные источники информации.
Устройства, созданные человеком, - это искусственные источники информации для человека.
Не всегда можно отличить, из какого источника мы получаем информацию - искусственного или ес­тественного. Например, бывает трудно определить, естественные или искусственные звуки мы слышим, если пение птиц или голос человека записаны на маг­нитную ленту, а потом воспроизведены с помощью магнитофона.
Главное, что ученики должны понять и запомнить
1.Всё, что создано природой, - это естественные источники информации.
2.Всё, что создано человеком, - это искусствен­ные источники информации.
3. Человек - творение природы, поэтому он есте­ственный источник информации.
4.Компьютер - это искусственный источник ин­формации, так как создан человеком.

1.Приведи пример естественного источника ин­формации. Расскажи о нём.
2.К какому виду источников информации можно от­нести солнце и луну?
3. Приведи пример искусственного источника зри­тельной информации.
4.Источником каких видов информации является светофор?
5.Приведи пример искусственного источника зву­ковой информации. Опиши его устно.

Урок по теме:"Действия объекта"

Объекты могут выполнять различные действия.
Люди могут говорить, читать и писать. Птицы и насе­комые умеют летать, рыбы умеют плавать. Поезда, автомобили могут ездить. Смотреть, летать, ходить, бегать, плавать, говорить, ездить - это примеры дей­ствий, которые могут осуществлять объекты.
Действия, которые может совершать объект, - ­часть характеристики объекта.
Рассмотрим пример.
На рисунках несколько движущихся объектов: по волнам плывёт парусный корабль, над волнами летит чайка, волны бушуют, по небу плывут облака, паруса надуваются, флаги трепещут на ветру, человек ходит по палубе.
Попробуем описать действие человека «ходит».
Разобьём это действие на шаги:
Шаг 1. Поднять правую ногу, перенести её вперёд и поставить на землю.
Шаг 2. Поднять левую ногу, перенести её вперёд и поставить на землю.
Шаг 3. Поднять правую ногу, перенести её вперёд и поставить на землю.
Шаг 4. Поднять левую ногу, перенести её вперёд и поставить на землю.
И так далее.
! Действие объекта можно представить (описать) в виде последовательности «шагов».
Чтобы компьютер мог обрабатывать информа­цию, хранящуюся в его памяти, человек пишет для него программу. Программа для компьютера - это описание последовательности действий, которую должен выполнить компьютер. Каждое действие при­нято называть командой. Каждая команда - это один шаг программы.
Рассмотрим на примере.
Пусть мы хотим нарисовать на экране монитора серый прямоугольник. Для удобства рассуждений каж­дый угол обозначим латинской буквой. Цвет зашифруем цифрой «1».
Сначала мы описываем все шаги по построению серого прямоугольника на естественном языке:
Шаг 1. Нарисовать линию АВ.
Шаг 2. Нарисовать линию ВС.
Шаг 3. Нарисовать линию СО.
Шаг 4. Нарисовать линию ОА.
Шаг 5. Закрасить прямоугольник цветом «1 ».
Это описание последовательности шагов для решения задачи «нарисовать закрашенный прямо­угольник АВСD» можно назвать алгоритмом. В данном случае наш алгоритм состоит из пяти шагов, и запи­сан он на языке общения людей. Если записать этот алгоритм на языке, понятном компьютеру, - это будет программа.
! Программа - это алгоритм решения задачи, записанный на понятном компьютеру языке.
Программу, как и данные, надо ввести в память компьютера. Тогда задачу можно решать с помощью компьютера.
Главное, что МЫ ДОЛЖНЫ понять и запомнить
1.Объекты могут совершать различные дейст­вия.
2.Любое сложное действие объекта можно пред­ставить (описать) в виде последовательности шагов.
3. Компьютерная программа состоит из последо­вательности команд, записанных на понятном компьютеру языке.
Контрольные вопросы:
1.Приведи примеры слов, обозначающих действия объектов.
2.Назови действия, которые может совершать че­ловек. Опиши одно из них с помощью последова­тельности шагов.